Взрывозащищенные цифровые устройства ШГВ-НТ-УЗГ на базе корпуса из нержавеющей стали обеспечивают контроль электростатического заземления автомобильных, железнодорожных цистерн и резервуаров во время загрузки воспламеняющихся жидкостей, взрывоопасных сыпучих материалов и газов.
Интеллектуальная система контроля состояния:
- контроль состояния цепи сопротивления;
- индикация заземления;
- управление работой насоса, либо другого электрического погрузочно-разгрузочного устройства.
Если во время загрузки или разгрузки зажим будет снят, или заземление начнет пропадать (случайный обрыв либо высокое сопротивление, возникшее в результате скрытого окисления), напряжение с питающего насоса или другого электрического погрузочно-разгрузочного устройства будет снято.
Для прямого ввода кабелей или проводов в Ex d оболочку устройства заземления применяются специально разработанные Ex d вводы для прямого ввода серии КНВ, КОВ, КНВТН, КНВТВ, КНВМ и с компаундированием серии КНВЗ.
Область применения - взрывоопасные зоны помещений и наружных установок, согласно маркировке взрывозащиты - категория II по подгруппе газов IIA, IIB, IIB+H2, IIC (без ацетилена) зоны 1, 2, категория III по пыли IIIA, IIIB, IIIC, зоны 21, 22, категория I по рудничному газу и пыли РВ, РП, зоны 1, 2, зоны неопасные по пыли и газу.
ШГВ-НТ-УЗГ | - | X | - | X | / | X | – ТУ 27.12.31-046-72453807-2017 |
Название изделия | |||||||
Длина кабеля заземления, м: 10, 20, 30 (другая по согласованию) | |||||||
Количество, типоразмер кабельных вводов | |||||||
Опции, аксессуары и исполнения |
Пример: ШГВ-НТ-УЗГ-20-2КНВ2НК/ПРОМ - ТУ 27.12.31-046-72453807-2017
ПОДКЛЮЧЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ:
Зажим (клещи) присоединяется к металлической части корпуса автоцистерны. После нажатия на кнопку «ИЗМЕРЕНИЕ» через один из проводов заземляющего проводника происходит стекание статического электричества с автоцистерны (АЦ) на магистраль заземления (РЕ). Второй провод служит для измерения сопротивления цепи заземления, переходных сопротивлений между контактами зажимов, сопротивление проводов заземляющего проводника. Если суммарное измеренное сопротивление не превышает (60±20) Ом, то загорается индикационная панель «ЗАЗЕМЛЕНО», разрешая проведение операции слива-налива АЦ.
Для проведения измерения переходного сопротивления необходимо соблюдать следующую последовательность действий:1. Присоединить зажимы заземляющего проводника к металлической неокрашенной части автоцистерны.
2. Переключить тумблер «СЕТЬ» в положение «ВКЛ». Наблюдать включение «НЕ ЗАЗЕМЛЕНО» (красный индикатор).
3. Удерживать в нажатом положении кнопку «ИЗМЕРЕНИЕ» в течение 2 секунд.
4. Если суммарное переходное сопротивления лежит в пределах (60±20) Ом, то погаснет световая индикация «НЕ ЗАЗЕМЛЕНО» (красный индикатор) и загорится световая индикация «ЗАЗЕМЛЕНО» (оранжевый индикатор). Через 5 секунд после включения световой индикации «ЗАЗЕМЛЕНО» произойдет включение операции слива-налива автоцистерны, загорится индикация «НАСОС ВКЛЮЧЕН» (зеленый индикатор).
5. Если по истечении 2 секунд не произошло изменение состояния световой индикации, то следует перевести тумблер «СЕТЬ» в положение «ОТКЛ», проверить соединение измерительных клещей и повторить действия п.2-4.
При тщательном исследовании производственно-технологических процессов выявляются многочисленные источники электростатического заряда, которые трудно обнаружить, легко упустить, в результате они становятся источником воспламенения во взрывоопасных зонах.
Существует множество примеров взрывов и пожаров из-за статического электричества при проведении погрузочно-разгрузочных работ жидких и сыпучих пажаровзрывоопасных веществ.
Между соприкасающимися телами, особенно при их трении, возникает контактная разность потенциалов, значение которой зависит от ряда факторов - диэлектрических свойств материалов, значения их взаимного давления при соприкосновении, влажности и температуры поверхностей этих тел, климатических условий. При последующем разделении этих тел каждое из них сохраняет свой электрический заряд, а с увеличением расстояния между ними (при уменьшении электрической емкости системы) за счет совершаемой работы по разделению зарядов разность потенциалов возрастает и может достигнуть десятков и сотен киловольт. Если сила поля достигла пробоя в результате физического контакта или уровня заряда, происходит разряд. Энергия разряда может достичь размера, который превышает минимальные энергии воспламенения всех групп потенциально взрывоопасных газовых атмосфер.
Объект |
Запас энергии при 10 кВт |
Запас энергии при 30 кВт |
Минимальная энергия воспламенения |
||
пропанол |
метан |
гексан |
|||
Автоцисцерна |
250 мДж |
2,250 мДж |
0,65 мДж |
0,28 мДж |
0,24 мДж |
Статический разряд во взрывоопасной зоне должен быть исключен любой ценой из-за потенциального риска воспламенения или взрыва. Самая важная защита - это безопасная утечка статического заряда путем потенциального выравнивания или заземления. Нельзя допускать использование плохо проводящих материалов во взрывоопасной зоне.
Перевозка, загрузка и разгрузка химической и нефтегазовой продукцией по определению, постоянно находятся под влиянием образования электростатического заряда. Любые транспортные операции и передвижения сырья неизбежно связаны с трением, которое является основной причиной электростатического заряда, особенно в случае, когда необходимо переместить большое количество груза за короткий период времени, например, когда нужно загрузить или разгрузить большие цистерны. Стационарные резервуары не представляют особой проблемы за счет безопасной утечки заряда через соединение с заземлением. Постоянное соединение с заземлением в случае с мобильными емкостями, например железнодорожными цистернами и автоцистернами невозможно. Следовательно, безопасное заземление должно быть обеспечено на погрузочных и разгрузочных работах специальными устройствами.